Обязанности аудитора по 115-ФЗ: оценка рисков и раскрытие информации

С 4 мая 2018 года обязанности аудиторов изменились: стало обязательным осведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что операции аудируемого лица способствовали или могли способствовать отмыванию доходов, полученных преступных путем, или финансированию терроризма. Результаты нововведений не заставили себя долго ждать. В октябре 2019 года международная Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), анализируя результаты четвертого раунда оценки антиотмывочной системы России, признала законодательство РФ надежным и соответствующим международным стандартам1. Тем не менее, как указано в РБК, подход к надзору следует усовершенствовать, а также приоритезировать преследование сложных схем, особенно касающихся средств, отмываемых за рубежом. На наш взгляд, соответствующие изменения в российском законодательстве обязательно будут, только как скоро, пока сказать сложно. А пока что аудиторам следует корректно оценивать риски клиентов и передавать, в случае необходимости, сведения в контролирующий орган (Росфинмониторинг). Об этом и поговорим в статье.

Оценка рисков проверяемого лица

При проверке хозяйственной деятельности аудируемого лица, как правило, используется риск-ориентированный подход, который заключается в выделении наиболее значимых операций по степени риска и концентрации внимания в первую очередь именно на них. Вывод о направленности сделки на отмывание денег или финансирование терроризма (ОД/ФТ) или возможной ее цели формируется исходя из анализа таких факторов, как:

  • отраслевая принадлежность проверяемого лица;
  • специфика сектора экономики, в котором проверяемое лицо ведет свою деятельность;
  • наличие типологии ОД/ФТ;
  • наличие аудиторских доказательств.

Помимо факторов, влияющих на деятельность компании и ее результаты, при рассмотрении в целом, а также в отдельном исследовании операций или групп однотипных операций аудитору требуется уделять особое внимание:

  • страновым рискам и рискам, связанным с отдельными географическими территориями, где проверяемое лицо состоит на учете и/или ведет деятельность;
  • клиентским рискам, то есть имеющим отношение к деятельности проверяемого лица и его контрагентов;
  • операционным рискам, связанным с конкретными продуктами, каналами поставок и др.

Рассмотрим вышеперечисленное более подробно.

Страновые риски возникают, если:

  • проверяемое лицо, и/или его бенефициарный владелец, и/или его контрагент признаются резидентами страны:

    • где нет, по данным из надежных источников (ФАТФ, Международный валютный фонд, Всемирный банк и др.), надлежащих систем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения;
    • по отношению к которой введены санкции, эмбарго или меры, являющиеся их аналогами;
    • с высоким уровнем коррупции или другой преступной деятельности;
  • проверяемое лицо, и/или его бенефициарный владелец, и/или его контрагент признаются резидентами страны или географической области, где в соответствии с информацией из надежных источников финансируются или всячески поддерживаются террористические действия или где террористические организации ведут свою деятельность;
  • покупатели и контрагенты проверяемого лица, его филиалы или дочерние компании состоят на учете или ведут деятельность на территории государств, по отношению к которым введены специальные экономические меры согласно законодательству РФ «О специальных экономических мерах»;
  • покупатели и контрагенты проверяемого лица признаются нерезидентами РФ (акцентируется внимание на резидентах государств или территорий, устанавливающих льготный режим налогообложения и/или не требующих пояснительной информации при проведении финансовых сделок (офшорные зоны).

Клиентские риски ‒ это риски, которые связаны:

  • со спецификой структуры собственности, учреждений управления и др.:

    • структура собственности проверяемого лица является особенной или чересчур сложной;
    • постановка на учет покупателя проверяемого лица либо его контрагента произведена по адресу массовой регистрации юридических лиц;
    • продолжительность деятельности покупателя или контрагента проверяемого лица равна менее чем одному году с даты постановки на учет;
    • не поддающиеся объяснению нововведения в собственности проверяемого лица;
    • смена организационно-правовой формы проверяемого лица более одного раза;
    • частое и/или необъяснимое изменение состава руководства проверяемого лица;
    • несоответствие количества работников или организационной структуры проверяемого лица размеру или виду его деятельности;
  • с конкретными видами деятельности проверяемого лица, его покупателей и контрагентов:

    • иностранные некоммерческие неправительственные учреждения, их представительства и филиалы, осуществляющие деятельность на территории России, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и др.;
    • существенный оборот наличности (включая продажи в розницу, общепит, торговля ГСМ и др.);
    • изготовление оружия или деятельность посредника по продаже оружия;
    • реализация предметов искусства, роскоши, легковых транспортных средств, антиквариата;
    • туристические агентства и туристические операторы, а также прочая деятельность по организации путешествий;
    • строительство;
    • консалтинговые услуги;
  • с наличием риска коррупции или хищения бюджетных средств:

    • покупателями, контрагентами или бенефициарными владельцами проверяемого лица являются иностранные публичные должностные лица, их супруги, близкие родственники (родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные;
    • покупатель, контрагент или бенефициарный владелец проверяемого лица является российским публичным должностным лицом либо его близким родственником;
    • проверяемое лицо, его покупатель или контрагент является участником федеральных целевых программ или национальных проектов либо резидентом особой экономической зоны;
    • покупатель, контрагент или бенефициарный владелец проверяемого лица является должностным лицом публичной международной организации;
    • проверяемое лицо, его покупатель или контрагент является компанией, в уставном капитале которой есть доля государства;
  • с репутационным риском:

    • наличие вступивших в законную силу и не исполненных в течение длительного периода решений суда в отношении проверяемого лица как ответчика в совокупности со сделками, направленными на отчуждение имущества и/или денежных средств проверяемой компании в период, предшествующий началу судебного разбирательства;
    • наличие информации об имеющихся фактах привлечения проверяемого лица к ответственности за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения, а также выявление нарушений этого законодательства в ходе планирования или проведения аудита;
  • с поведенческими рисками:

    • попытка проверяемого лица исказить понимание его деятельности, структуры собственности или характера совершаемых им сделок;
    • отказ проверяемого лица предоставить доступ к документам, объектам, а также возможность вести коммуникации с конкретными сотрудниками, потребителями, поставщиками или прочими лицами, которые могут предоставить аудиторские доказательства;
    • прессинг, оказываемый менеджментом проверяемого лица при проведении проверки, или запугивание представителей аудиторской компании, особенно при критической оценке аудитором полученных доказательств или при разрешении возможных разногласий с менеджментом;
    • отказ проверяемого лица предоставить доступ к ключевым лицам и объектам подразделения IT-технологий, в том числе лицам, занятым обеспечением безопасности, операционной деятельностью и разработкой систем;
    • необычные просрочки предоставления проверяемым лицом запрошенных данных;
    • предположения, что менеджмент проверяемого лица выполняет действия по указке третьих лиц, но не говорит об этом, в том числе не раскрывает, кто является этими лицами;
    • нежелание проверяемого лица предоставить аудитору всю информацию, необходимую для проведения аудита.

Операционные риски ‒ это риски, которые связаны:

  • с проведением трансграничных операций:

    • операции (в том числе со связанными лицами) за рамками обычной деятельности или со связанными сторонами, которые не проверяются или аудируются другой компанией, включая операции, приводящие к оттоку средств и активов проверяемого лица;
    • операции проверяемого лица, осуществляемые на трансграничной основе в юрисдикциях, где присутствует многообразие культур и специфик ведения коммерческой деятельности;
    • банковские авуары или сделки дочерних или филиальных структур в юрисдикциях, устанавливающих льготный режим налогообложения без наличия на то экономического обоснования (экономическая цель не очевидна);
    • оплата за полученные товары и услуги поставщикам из стран, отличающихся от юрисдикций, где товары или услуги были получены;
    • существенные трансграничные переводы денежных средств без коммерческого обоснования;
    • операции по сделкам, целью которых является покупка имущества с условиями об отсрочке, рассрочке оплаты под проценты за отсрочку, рассрочке, если проценты отправляются на счета зарубежных банков;
  • с возможностью «обналичить» денежные средства:

    • операции аудируемого лица, произведенные с использованием сомнительных методов с целью максимального снижения налогооблагаемой базы утвержденной прибыли;
    • операции аудируемого лица, при которых на руках или в обработке появляются значительные суммы денежных средств;
    • операции аудируемого лица, в которых задействованы материальные ценности в запасах малого размера, высокоценные или очень востребованные;
    • операции аудируемого лица с использованием активов, легко оборачивающихся в денежные средства (к примеру, облигации на предъявителя);
    • оплата, произведенная несвязанными или неизвестными третьими сторонами, оплата вознаграждений наличными в ситуациях, не характерных для такой операции;
    • проведение большого числа операций с наличностью;
  • с оборотом ценных бумаг:

    • операции с использованием ценных бумаг, не имеющие логичной (очевидной) экономической цели;
    • операции по переводу ценных бумаг, принадлежащих аудируемому лицу, на свои собственные счета в иностранных депозитариях;
    • операции по покупке и последующему отчуждению ценных бумаг аудируемым лицом на протяжении короткого периода;
    • платеж в связи с отчуждением ценных бумаг произведен встречным представлением иных активов (преимущественно товаров), зачет встречных требований по оплате выполненных работ, оказанных услуг, либо отчуждение ценных бумаг производится как продажа в рассрочку, или с отсрочкой платежа, или в оговоренные условиями сделки сроки, когда покупатель не производит фактическую оплату ценных бумаг;
  • с возможной утратой посредством хищения, мошенничества или преднамеренного банкротства:

    • инвестиции в недвижимое имущество в завышенном или заниженном объеме;
    • завышение или занижение цен за товары и услуги;
    • неоднократное предъявление к оплате счетов за одни и те же товары и услуги;
    • множественные перепродажи товаров и услуг;
    • деятельность проверяемого лица, при которой денежные средства зачисляются на банковский счет и списываются с него, когда не возникают обязательства по уплате налогов либо налоговая нагрузка сведена к минимуму;
    • проведение операций в ситуациях, когда после их совершения сумма обязательств оказывается выше стоимости активов, которыми данные обязательства могут погашаться;
    • совершение сделки в случае, если она может быть квалифицирована как сделка с предпочтением (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
    • операции, оформляющие прощение долга по неисполненным обязательствам;
    • операции по сделкам, оформляющим передачу имущества и/или денежных средств в пользование аффилированному партнеру;
    • операции аудируемого лица, которые не относятся к сфере его деятельности;
  • с лицами, находящимися под санкциями:

    • проведение аудируемым лицом операций (сделок) с лицами, включенными в перечень компаний и физических лиц, относительно которых есть данные о причастности к экстремистской или террористической деятельности;
    • осуществление аудируемым лицом операций (сделок) в ситуациях, когда одну из сторон представляют лица, относительно которых должны быть осуществлены меры по приостановлению операций с денежными средствами или другим имуществом.

Риски ОД/ОТ возрастают при следующих обстоятельствах:

  • данные о клиентах или контрагентах проверяемого лица отсутствуют в общем доступе;
  • в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения о клиенте или контрагенте проверяемого лица и это подтверждается соответствующей записью в реестре;
  • работа с посредниками в случае, когда такое сотрудничество нелогично с экономической точки зрения;
  • значительный объем недостачи активов из состава запасов или иных материальных активов;
  • ведение деятельности проверяемым лицом в нескольких юрисдикциях при отсутствии централизованного корпоративного управления.

Перечень рисков является открытым и может изменяться аудитором в зависимости от обстоятельств, складывающихся при взаимодействии с проверяемым лицом.

Уведомление Росфинмониторинга

Передача аудитором сведений о проверяемом лице в Росфинмониторинг при наличии соответствующих обстоятельств не признается нарушением аудиторской тайны. Более того, ему строго воспрещается информировать об этом своего клиента (проверяемое лицо).

Сотрудники Росфинмониторинга принимают информацию от аудитора в виде электронных сообщений. Формы документов, необходимые для заполнения, размещены непосредственно в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга. Подготовка документов (указанной выше формы) может производиться с помощью специальных программ, учитывающих требования к подаче таких документов. Передаваемый файл должен быть подписан квалифицированной электронной подписью.

При невозможности отправки сведений, необходимых для проверки сотрудниками Росфинмониторинга, данные с сопроводительным письмом передаются на машинном носителе в виде электронного документа в формате хml-файла, или лично, или заказным письмом по почте с уведомлением о вручении. На аудитора при этом возлагается обязанность следить за соблюдением мер, исключающих неконтролируемый доступ к документам во время их доставки. С этой целью сопроводительное письмо и машинный носитель должны быть упакованы таким образом, чтобы их повреждение или извлечение было невозможно без нарушения целостности упаковки.


1Источник информации, указанной в анонсе: Казарновский П. ФАТФ посоветовала России усилить борьбу с зарубежными «прачечными» // РБК. – 2019.

Запись Обязанности аудитора по 115-ФЗ: оценка рисков и раскрытие информации впервые появилась Аутсорсинг бухгалтерских услуг.