С 4 мая 2018 года обязанности аудиторов изменились: стало обязательным осведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что операции аудируемого лица способствовали или могли способствовать отмыванию доходов, полученных преступных путем, или финансированию терроризма. Результаты нововведений не заставили себя долго ждать. В октябре 2019 года международная Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), анализируя результаты четвертого раунда оценки антиотмывочной системы России, признала законодательство РФ надежным и соответствующим международным стандартам1. Тем не менее, как указано в РБК, подход к надзору следует усовершенствовать, а также приоритезировать преследование сложных схем, особенно касающихся средств, отмываемых за рубежом. На наш взгляд, соответствующие изменения в российском законодательстве обязательно будут, только как скоро, пока сказать сложно. А пока что аудиторам следует корректно оценивать риски клиентов и передавать, в случае необходимости, сведения в контролирующий орган (Росфинмониторинг). Об этом и поговорим в статье.
Оценка рисков проверяемого лица
При проверке хозяйственной деятельности аудируемого лица, как правило, используется риск-ориентированный подход, который заключается в выделении наиболее значимых операций по степени риска и концентрации внимания в первую очередь именно на них. Вывод о направленности сделки на отмывание денег или финансирование терроризма (ОД/ФТ) или возможной ее цели формируется исходя из анализа таких факторов, как:
- отраслевая принадлежность проверяемого лица;
- специфика сектора экономики, в котором проверяемое лицо ведет свою деятельность;
- наличие типологии ОД/ФТ;
- наличие аудиторских доказательств.
Помимо факторов, влияющих на деятельность компании и ее результаты, при рассмотрении в целом, а также в отдельном исследовании операций или групп однотипных операций аудитору требуется уделять особое внимание:
- страновым рискам и рискам, связанным с отдельными географическими территориями, где проверяемое лицо состоит на учете и/или ведет деятельность;
- клиентским рискам, то есть имеющим отношение к деятельности проверяемого лица и его контрагентов;
- операционным рискам, связанным с конкретными продуктами, каналами поставок и др.
Рассмотрим вышеперечисленное более подробно.
Страновые риски возникают, если:
- проверяемое лицо, и/или его бенефициарный владелец, и/или его контрагент признаются резидентами страны:
- где нет, по данным из надежных источников (ФАТФ, Международный валютный фонд, Всемирный банк и др.), надлежащих систем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения;
- по отношению к которой введены санкции, эмбарго или меры, являющиеся их аналогами;
- с высоким уровнем коррупции или другой преступной деятельности;
- проверяемое лицо, и/или его бенефициарный владелец, и/или его контрагент признаются резидентами страны или географической области, где в соответствии с информацией из надежных источников финансируются или всячески поддерживаются террористические действия или где террористические организации ведут свою деятельность;
- покупатели и контрагенты проверяемого лица, его филиалы или дочерние компании состоят на учете или ведут деятельность на территории государств, по отношению к которым введены специальные экономические меры согласно законодательству РФ «О специальных экономических мерах»;
- покупатели и контрагенты проверяемого лица признаются нерезидентами РФ (акцентируется внимание на резидентах государств или территорий, устанавливающих льготный режим налогообложения и/или не требующих пояснительной информации при проведении финансовых сделок (офшорные зоны).
Клиентские риски ‒ это риски, которые связаны:
- со спецификой структуры собственности, учреждений управления и др.:
- структура собственности проверяемого лица является особенной или чересчур сложной;
- постановка на учет покупателя проверяемого лица либо его контрагента произведена по адресу массовой регистрации юридических лиц;
- продолжительность деятельности покупателя или контрагента проверяемого лица равна менее чем одному году с даты постановки на учет;
- не поддающиеся объяснению нововведения в собственности проверяемого лица;
- смена организационно-правовой формы проверяемого лица более одного раза;
- частое и/или необъяснимое изменение состава руководства проверяемого лица;
- несоответствие количества работников или организационной структуры проверяемого лица размеру или виду его деятельности;
- с конкретными видами деятельности проверяемого лица, его покупателей и контрагентов:
- иностранные некоммерческие неправительственные учреждения, их представительства и филиалы, осуществляющие деятельность на территории России, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и др.;
- существенный оборот наличности (включая продажи в розницу, общепит, торговля ГСМ и др.);
- изготовление оружия или деятельность посредника по продаже оружия;
- реализация предметов искусства, роскоши, легковых транспортных средств, антиквариата;
- туристические агентства и туристические операторы, а также прочая деятельность по организации путешествий;
- строительство;
- консалтинговые услуги;
- с наличием риска коррупции или хищения бюджетных средств:
- покупателями, контрагентами или бенефициарными владельцами проверяемого лица являются иностранные публичные должностные лица, их супруги, близкие родственники (родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные;
- покупатель, контрагент или бенефициарный владелец проверяемого лица является российским публичным должностным лицом либо его близким родственником;
- проверяемое лицо, его покупатель или контрагент является участником федеральных целевых программ или национальных проектов либо резидентом особой экономической зоны;
- покупатель, контрагент или бенефициарный владелец проверяемого лица является должностным лицом публичной международной организации;
- проверяемое лицо, его покупатель или контрагент является компанией, в уставном капитале которой есть доля государства;
- с репутационным риском:
- наличие вступивших в законную силу и не исполненных в течение длительного периода решений суда в отношении проверяемого лица как ответчика в совокупности со сделками, направленными на отчуждение имущества и/или денежных средств проверяемой компании в период, предшествующий началу судебного разбирательства;
- наличие информации об имеющихся фактах привлечения проверяемого лица к ответственности за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения, а также выявление нарушений этого законодательства в ходе планирования или проведения аудита;
- с поведенческими рисками:
- попытка проверяемого лица исказить понимание его деятельности, структуры собственности или характера совершаемых им сделок;
- отказ проверяемого лица предоставить доступ к документам, объектам, а также возможность вести коммуникации с конкретными сотрудниками, потребителями, поставщиками или прочими лицами, которые могут предоставить аудиторские доказательства;
- прессинг, оказываемый менеджментом проверяемого лица при проведении проверки, или запугивание представителей аудиторской компании, особенно при критической оценке аудитором полученных доказательств или при разрешении возможных разногласий с менеджментом;
- отказ проверяемого лица предоставить доступ к ключевым лицам и объектам подразделения IT-технологий, в том числе лицам, занятым обеспечением безопасности, операционной деятельностью и разработкой систем;
- необычные просрочки предоставления проверяемым лицом запрошенных данных;
- предположения, что менеджмент проверяемого лица выполняет действия по указке третьих лиц, но не говорит об этом, в том числе не раскрывает, кто является этими лицами;
- нежелание проверяемого лица предоставить аудитору всю информацию, необходимую для проведения аудита.
Операционные риски ‒ это риски, которые связаны:
- с проведением трансграничных операций:
- операции (в том числе со связанными лицами) за рамками обычной деятельности или со связанными сторонами, которые не проверяются или аудируются другой компанией, включая операции, приводящие к оттоку средств и активов проверяемого лица;
- операции проверяемого лица, осуществляемые на трансграничной основе в юрисдикциях, где присутствует многообразие культур и специфик ведения коммерческой деятельности;
- банковские авуары или сделки дочерних или филиальных структур в юрисдикциях, устанавливающих льготный режим налогообложения без наличия на то экономического обоснования (экономическая цель не очевидна);
- оплата за полученные товары и услуги поставщикам из стран, отличающихся от юрисдикций, где товары или услуги были получены;
- существенные трансграничные переводы денежных средств без коммерческого обоснования;
- операции по сделкам, целью которых является покупка имущества с условиями об отсрочке, рассрочке оплаты под проценты за отсрочку, рассрочке, если проценты отправляются на счета зарубежных банков;
- с возможностью «обналичить» денежные средства:
- операции аудируемого лица, произведенные с использованием сомнительных методов с целью максимального снижения налогооблагаемой базы утвержденной прибыли;
- операции аудируемого лица, при которых на руках или в обработке появляются значительные суммы денежных средств;
- операции аудируемого лица, в которых задействованы материальные ценности в запасах малого размера, высокоценные или очень востребованные;
- операции аудируемого лица с использованием активов, легко оборачивающихся в денежные средства (к примеру, облигации на предъявителя);
- оплата, произведенная несвязанными или неизвестными третьими сторонами, оплата вознаграждений наличными в ситуациях, не характерных для такой операции;
- проведение большого числа операций с наличностью;
- с оборотом ценных бумаг:
- операции с использованием ценных бумаг, не имеющие логичной (очевидной) экономической цели;
- операции по переводу ценных бумаг, принадлежащих аудируемому лицу, на свои собственные счета в иностранных депозитариях;
- операции по покупке и последующему отчуждению ценных бумаг аудируемым лицом на протяжении короткого периода;
- платеж в связи с отчуждением ценных бумаг произведен встречным представлением иных активов (преимущественно товаров), зачет встречных требований по оплате выполненных работ, оказанных услуг, либо отчуждение ценных бумаг производится как продажа в рассрочку, или с отсрочкой платежа, или в оговоренные условиями сделки сроки, когда покупатель не производит фактическую оплату ценных бумаг;
- с возможной утратой посредством хищения, мошенничества или преднамеренного банкротства:
- инвестиции в недвижимое имущество в завышенном или заниженном объеме;
- завышение или занижение цен за товары и услуги;
- неоднократное предъявление к оплате счетов за одни и те же товары и услуги;
- множественные перепродажи товаров и услуг;
- деятельность проверяемого лица, при которой денежные средства зачисляются на банковский счет и списываются с него, когда не возникают обязательства по уплате налогов либо налоговая нагрузка сведена к минимуму;
- проведение операций в ситуациях, когда после их совершения сумма обязательств оказывается выше стоимости активов, которыми данные обязательства могут погашаться;
- совершение сделки в случае, если она может быть квалифицирована как сделка с предпочтением (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
- операции, оформляющие прощение долга по неисполненным обязательствам;
- операции по сделкам, оформляющим передачу имущества и/или денежных средств в пользование аффилированному партнеру;
- операции аудируемого лица, которые не относятся к сфере его деятельности;
- с лицами, находящимися под санкциями:
- проведение аудируемым лицом операций (сделок) с лицами, включенными в перечень компаний и физических лиц, относительно которых есть данные о причастности к экстремистской или террористической деятельности;
- осуществление аудируемым лицом операций (сделок) в ситуациях, когда одну из сторон представляют лица, относительно которых должны быть осуществлены меры по приостановлению операций с денежными средствами или другим имуществом.
Риски ОД/ОТ возрастают при следующих обстоятельствах:
- данные о клиентах или контрагентах проверяемого лица отсутствуют в общем доступе;
- в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения о клиенте или контрагенте проверяемого лица и это подтверждается соответствующей записью в реестре;
- работа с посредниками в случае, когда такое сотрудничество нелогично с экономической точки зрения;
- значительный объем недостачи активов из состава запасов или иных материальных активов;
- ведение деятельности проверяемым лицом в нескольких юрисдикциях при отсутствии централизованного корпоративного управления.
Перечень рисков является открытым и может изменяться аудитором в зависимости от обстоятельств, складывающихся при взаимодействии с проверяемым лицом.
Уведомление Росфинмониторинга
Передача аудитором сведений о проверяемом лице в Росфинмониторинг при наличии соответствующих обстоятельств не признается нарушением аудиторской тайны. Более того, ему строго воспрещается информировать об этом своего клиента (проверяемое лицо).
Сотрудники Росфинмониторинга принимают информацию от аудитора в виде электронных сообщений. Формы документов, необходимые для заполнения, размещены непосредственно в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга. Подготовка документов (указанной выше формы) может производиться с помощью специальных программ, учитывающих требования к подаче таких документов. Передаваемый файл должен быть подписан квалифицированной электронной подписью.
При невозможности отправки сведений, необходимых для проверки сотрудниками Росфинмониторинга, данные с сопроводительным письмом передаются на машинном носителе в виде электронного документа в формате хml-файла, или лично, или заказным письмом по почте с уведомлением о вручении. На аудитора при этом возлагается обязанность следить за соблюдением мер, исключающих неконтролируемый доступ к документам во время их доставки. С этой целью сопроводительное письмо и машинный носитель должны быть упакованы таким образом, чтобы их повреждение или извлечение было невозможно без нарушения целостности упаковки.
1Источник информации, указанной в анонсе: Казарновский П. ФАТФ посоветовала России усилить борьбу с зарубежными «прачечными» // РБК. – 2019.
Запись Обязанности аудитора по 115-ФЗ: оценка рисков и раскрытие информации впервые появилась Аутсорсинг бухгалтерских услуг.